Духовное образование


В истекшее десятилетие завершился процесс возрождения Учебного комитета как полноценного синодального учреждения. Был сформирован штат специалистов в сфере духовного образования. В 2010 году ведомству были переданы помещения в Андреевском монастыре г. Москвы, и в 2014 году, после капитального ремонта, Учебный комитет начал работу на новом месте.

В течение десяти лет основное внимание в сфере духовного образования было сконцентрировано на создании и развитии нормативной и управленческой платформы системы богословского образования и науки, отвечающей современным внутренним и внешним задачам Церкви. Благодаря этому произошел качественный рост общего уровня знаний студентов и подготовки преподавателей семинарий.

В настоящее время в Русской Православной Церкви открыто 5 академий и 50 семинарий (в 2009 году их было 38), в которых по состоянию на начало 2018-2019 учебного года обучаются около 14 тыс. студентов. С 2009 по 2018 гг. свыше 15 тыс. человек окончили духовные учебные заведения Русской Православной Церкви.

Также высшими учебными заведениями Русской Православной Церкви являются Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский православный университет и Новосибирский Макарьевский православный богословский институт, Екатеринбургский миссионерский институт.

За 10 лет система духовного образования приведена в соответствие с нормами и требованиями современной системы светского образования. Первоочередным предметом заботы Священноначалия стала реорганизация обучения в семинариях в бакалавриат, который сегодня является базовым уровнем системы духовного образования, направленным на подготовку священнослужителей. 17 февраля 2015 года Высшим Церковным Советом утвержден единый учебный план для бакалавриата. С сентября 2015 года всем учебным заведениям Русской Православной Церкви предписано реализовывать образовательную деятельность в соответствии с этим планом. Завершить процесс перехода на единый стандарт планируется в 2018/2019 учебном году.

Второй уровень высшего образования — это магистратура, появившаяся в системе Учебного комитета в 2010 году. В магистратуре идет подготовка высококвалифицированных кадров для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности. В 2018/2019 учебном году реализуются 29 магистерских программ в 14 духовных учебных заведениях. Большая часть магистрантов обучаются по историческому, богословскому, церковно-практическому и библейскому направлениям.

Лучшие выпускники магистратуры продолжают свою подготовку по программам аспирантуры в академиях, а также в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 2015 году принято «Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви». В начале 2018 года Святейший Патриарх Кирилл утвердил состав диссертационных советов Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий.

С 2013 года по результатам регулярных инспекционных проверок Учебного комитета (более 70 за 6 лет) ежегодно обновляется итоговый рейтинг высших духовных учебных заведений. Введение рейтинга не только положительно сказалось на качестве образовательного процесса, но и потребовало от администрации учебных заведений с большим вниманием отнестись к обеспечению базовых материальных и кадровых условий обучения. С 2018 года обновленная модель расчета рейтинга стимулирует духовные школы к приоритетному развитию научной и учебно-методической работы.

В семинариях стала также меняться система воспитания студентов. Постепенно вводятся должности индивидуальных наставников, помогающих учащимся осваивать навыки учебной и научной работы.

Приведение образовательного процесса к единому стандарту происходит не только при подготовке будущих пастырей. Летом 2017 года был утвержден единый церковный образовательный стандарт подготовки регентов церковных хоров. Стандарт будет постепенно вводиться в ближайшие годы. В настоящее время регентские программы реализуются в 23 духовных учебных заведениях.

На начальной стадии находится работа по обобщению опыта обучения иконописцев. Программы подготовки иконописцев реализуются в одиннадцати духовных учебных заведениях.

С 2014 года стали открываться центры подготовки церковных специалистов в сфере катехизации, миссии, молодежной работы, социального служения, работающие по образовательным программам, подготовленным профильными синодальными ведомствами и Учебным комитетом. По настоящее время одобрены 40 заявок образовательных организаций на ведение соответствующей образовательной деятельности. Косвенным результатом учреждения этого нового вида церковного образования стала реформа духовных училищ, которые с 2013 года по 2016 год были преобразованы в указанные центры, а в трех случаях — в семинарии.

С 2012 года внедряются дистанционные технологии, организуется электронное обучение. За 2013-2015 гг. состоялось свыше 400 трансляций лекций лучших преподавателей Московской духовной академии по более чем 20 предметам бакалавриата и магистратуры для всех семинарий. Запись этих трансляций доступна учащимся. С 2013 года осуществляется дистанционный контроль выпускных итоговых аттестаций. В 2017/18 учебном году все духовные учебные заведения подключились к системе «Антиплагиат.ВУЗ». В феврале 2017 года на заседании Высшего Церковного Совета был представлен проект создания системы дистанционного образования. Общий срок реализации полноценной дистанционной системы по курсу бакалавриата составит не менее четырех лет.

С 2015 года на регулярной основе проводятся курсы повышения квалификации преподавателей духовных учебных заведений. За период с 2015 по 2018 гг. проведено девять общецерковных семинаров, которые прослушали более 700 участников.

Создается система повышения квалификации священнослужителей. В 2017 году пилотные курсы повышения квалификации проведены на базе Центра образования духовенства Новоспасского монастыря г. Москвы. С 2018 года начался основной этап реализации курсов.

Архиерейское Совещание, состоявшееся 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, положительно оценило общецерковные усилия по повышению образовательного уровня духовенства. Вместе с тем было предложено Священному Синоду рассмотреть возможность объединения и реорганизации существующих духовных учебных заведений для дальнейшей более эффективной работы по образованию и воспитанию будущих пастырей.