Информационная работа


Прошедшее десятилетие стало временем значительных изменений в информационной работе Русской Православной Церкви. В марте 2009 года образован Синодальный информационный отдел, основными задачами которого стали: формирование единой информационной политики Русской Православной Церкви, координация работы синодальных учреждений и информационных подразделений епархий, а также взаимодействие с православными и светскими СМИ.

К 2009 году церковная информационная деятельность нередко воспринималась как нечто необязательное, на что следует обращать внимание далеко не в первую очередь. С учреждением на общецерковном уровне специального ведомства изменилось отношение к медиасфере и на уровне епархий. По прошествии десяти лет можно сказать, что информационная работа стала одной из важных форм миссионерского и просветительского служения в современном обществе.

В настоящее время епархии Московского Патриархата представлены в информационном пространстве веб-сайтами и пабликами в социальных сетях. К началу 2019 года в интернете созданы: официальные сайты всех епархий Московского Патриархата, 206 страниц епархий в социальной сети «ВКонтакте», 140 страниц епархий в социальной сети «Фейсбук». Остальные епархии имеют страницы в обеих или хотя бы в одной из двух социальных сетей. Активно начинает развиваться присутствие епархий и приходов, а также священнослужителей в социальной сети «Инстаграм» и в мессенджерах.

Почти во всех епархиях за выстраивание взаимоотношений с представителями прессы отвечают либо профильные епархиальные отделы, либо пресс-службы.

В целях повышения профессионального уровня всех тех, кто задействован в информационной сфере Церкви, на протяжении последних восьми лет проводятся специальные многодневные обучающие занятия, а также единичные мастер-классы во время общецерковных форумов.

Получил развитие Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово», прошедший пять раз в течение десяти лет. В нем принимают участие свыше 550 делегатов из почти 200 епархий Русской Православной Церкви.

Поскольку социальные медиа становятся неотъемлемой частью жизни, миссия в социальных сетях стала предметом особого наблюдения Архиерейского Собора. Формы ее проведения обсуждались архипастырями в 2013, 2016 и 2017 годах. В течение десяти лет блогеры неоднократно становились участниками Патриарших визитов в епархии Русской Православной Церкви. Также для них проводились самостоятельные блоготуры при участии синодального отдела и информационных подразделений епархий.

С конца 2009 года изменена система получения одобрения на выпуск церковных СМИ, грифование производит синодальный отдел. Согласно списку печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», с 2009 по настоящее время гриф был присвоен 286 изданиям. Пресса, имеющая гриф ведомства, имеет право распространения на территории приходов, монастырей и подворий. В декабре 2018 года Священный Синод принял новую редакцию документа.

Результатом прошедшего десятилетия стало значительное увеличение количества материалов о Русской Православной Церкви, а также качества материалов, касающихся церковной тематики, на страницах печатных изданий, на ТВ, радио и в интернете. За девять лет это время информационное поле вокруг Патриарха Московского и всея Руси выросло в пять раз, а инфополе Русской Православной Церкви — более чем в семь раз.

Важным достижением в информационной сфере стало развитие в самое последнее время работы телеканала «Спас». За последние 10 месяцев рост телеаудитории составил 52%, рост подписчиков в социальных сетях — 336%. Также существенно выросло среднее время просмотра телеканал среди его зрителей.