Церковь и общество


В 2001 г. в речи при вручении ему ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени митрополит Кирилл так сформулировал суть церковно-общественных отношений:

«Главной проблемой нынешнего рубежа веков стала проблема человеческой личности. Переживаемый ею кризис во многом порождает кризисы, сотрясающие современную цивилизацию. Задача Церкви — помогать человеку, врачевать и возвышать его душу. Но в условиях секуляризованного, светского общества Церкви в одиночку с этим не справиться. И потому она совершает свое делание в соработничестве и диалоге с другими общественными силами — представителями культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения».

Особого внимания требовали люди, пришедшие в Церковь в 90-х гг. ХХ в., многие из них оказались невостребованными в новых социально-экономических условиях, испытали разочарование в своих надеждах. Они привнесли в церковную жизнь и разочарование, и чувство партийности, и желание игнорировать «всякую власть», представлявшие большую опасность для церковного единства. Вспоминая дискуссии того времени по основополагающим вопросам церковного устроения, митрополит Кирилл с горечью констатировал: «Если некто Х скажет что-то, то Y немедленно скажет, что Х неправославный, что это враг, что это католик, непременно и обязательно привяжут к политической ориентации — ты либерал-западник или патриот-почвенник и т.д.».

В январе 1991 г., выступая на первом Всецерковном съезде православной молодежи, владыка Кирилл говорил о настрое значительной части церковных неофитов не «спасаться самим» в Церкви, а «спасать Церковь». Перед митрополитом Кириллом, как председателем съезда, стояла сложная задача: откровенно предупредив активную часть молодежи и интеллигенции об ожидающих ее «разнообразных соблазнах и искушениях», не оттолкнуть их от Церкви и направить их энергию на решение актуальных задач: на возрождение прихода «в качестве подлинной христианской общины, в центре которой — Божественная Евхаристия», на дела милосердия, духовно-просветительскую работу. Итогом работы съезда стало создание Всеправославного молодежного движения, действовавшего до 2000 г., когда по решению Архиерейского Собора оно было преобразовано в Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви.