Межрелигиозные отношения


Диалог Русской Православной Церкви с иными религиями развивался в 90-х гг. XX в. по трем основным направлениям. Осуществлялись контакты с представителями традиционных религий на территории России и стран СНГ (ислам, иудаизм и буддизм) в целях противостояния межнациональным конфликтам, выработки совместной позиции по социальным и нравственным вопросам, созданию климата взаимопонимания и добрососедства. Продолжался диалог по богословской проблематике между представителями Русской Церкви и исламскими духовными лидерами Ирана. Шла работа в рамках Европейского совета религиозных лидеров. На всех трех направлениях ключевой фигурой был митрополит Кирилл.

В первой половине 90-х гг. ХХ в. важно было найти такую схему взаимодействия с лидерами традиционных религий, которая исключила бы возможность перерастания межэтнических конфликтов в межрелигиозные. В этот период усилиями Патриарха Алексия и митрополита Кирилла был налажен эффективный механизм взаимодействия с лидерами традиционных религий, позволявший оперативно реагировать на происходившие события.

В период эскалации военных действий в Чечне (1994-1996) Патриарх Алексий II и верховный муфтий Чечни Хусейн Алсабеков выступили с совместным заявлением о том, что этот конфликт не носит религиозный характер и не является войной за веру. Это заявление помогло снизить напряженность противостояния, и таким образом было спасено немало человеческих жизней. В этот период проводились регулярные встречи между муфтием Х. Алсабековым и руководством Русской Православной Церкви. Переговоры свели на нет все попытки превратить чеченскую войну в джихад против России.

9 мая 1998 г. митрополит Кирилл, шейх Равиль Гайнутдин, шейх Нафигулла Аширов, раввин Зиновий Коган, армянский архиепископ Тиран Кюрегян, католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич и глава буддистов России пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев сделали совместное заявление, осудившее акты вандализма по отношению к святыням разных конфессий: «Разрушительная работа националистически настроенных и прочих политических экстремистов, дьяволопоклонников и псевдорелигиозных авантюристов, уголовных преступников, эксплуатирующих в своих целях национальный и даже религиозных фактор, должна быть остановлена».

Со времени основания Межрелигиозный совет России (МРС) не ставил своей целью сближение вероучений и доктрин, не допускал общих богослужебных форм деятельности или выработки собственных теологических позиций.

Основными направлениями его деятельности стали служение примирению и духовно-нравственному возрождению, координация усилий религиозных объединений в сферах внутреннего и внешнего миротворчества, развитие взаимоотношений религии, общества и государства, укрепление общественной нравственности, сохранение и воссоздание духовного и культурного наследия народов России, организация и поддержка межрелигиозного диалога по общественно значимым проблемам, сотрудничество с международными межрелигиозными организациями, реагирование на события общественной жизни в России и за ее пределами. На заседании Межрелигиозного совета России 10 сентября 1999 г. его участники, обсудив положение на Северном Кавказе, выразили убежденность в необходимости укрепления межрелигиозного диалога и сотрудничества перед лицом новых вызовов гражданскому миру. Были решительно отвергнуты попытки внести вражду между последователями различных религий, увязывать терроризм с религиозной принадлежностью преступников. На заседании МРС 22 марта 2000 г. было принято «Обращение к гражданам России», в котором представители всех традиционных вероисповеданий страны призывались к осознанию своей ответственности за будущее России, за мир между населяющими ее народами.

12 октября 2000 г. в Москве по инициативе ОВЦС прошла конференция «Поиск путей мира и гармонии: Общая ответственность христиан, мусульман, иудеев», на которой митрополит Кирилл предложил сосредоточиться на совместном отстаивании традиционных ценностей в общественной жизни как альтернативе либерально-секулярным принципам, все более искажающим облик традиционных российского общества. Выступая на первом Межрелигиозном миротворческом форуме по взаимодействию традиционных религий и культур, прошедшем 13-14 ноября 2000 г. в Москве, митрополит Кирилл продолжил тему «исконных духовно-нравственных ценностей в жизни общества и государства». «По милости Божией россияне были избавлены от трагических конфликтов на религиозной почве, которые многократно возникали по всему миру. Однако сегодня такая опасность становится реальной, и причина ее — во влиянии на религиозные общины обмирщенной политической стихии, в попытках злоупотребить религиозными чувствами людей». Докладчик говорил об использовании «национальных и религиозных чувств для оправдания политического радикализма и ксенофобии. Естественное желание восстановить национальную идентичность нередко омрачается крайним агрессивным национализмом». Эти новые опасности связаны с отказом «от понимания власти как религиозно обусловленного служения, от устройства общества по Божией, а не только по человеческой воле». В результате «лишенное религиозной перспективы и чувства ответственности перед Высшей силой общество мельчает», становится объектом для манипулирования со стороны разных политических сил».

По итогам встречи участники форума сделали совместное заявление, в котором подчеркивалось:

«Верующие имеют право строить свою жизнь согласно собственной вере. Власть, общество, средства массовой информации должны уважать чувства и образ жизни приверженцев традиционных религий — как большинства населения, так и меньшинств. Но никому не должно быть позволено, прикрываясь словами о вере, отнимать жизнь других людей, попирать их права и свободы. Убежденно свидетельствуем: ни одна традиционная религия не учит этому. Наоборот, греховными являются деяния, свидетелями которых мы недавно стали: похищение и изгнание людей, лишение их крова и достояния, попытки силой обратить людей в иную веру».

В мае 2001 г. Патриарх Алексий II в сопровождении митрополита Кирилла посетил Азербайджан, на переговорах с шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде была выработана совместная декларация, призывавшая народы Кавказа «изжить недуг взаимного озлобления, отбросить все, что ведет к отчуждению и антагонизму». В 2000-х гг. Межрелигиозный совет России откликался на вооруженные конфликты или террористические акты, происходившие в разных странах мира, подчеркивая, что эти события ни в коем случае нельзя использовать в качестве повода для эскалации межрелигиозной напряженности.

2-4 марта 2004 г. под эгидой Межрелигиозного совета России был проведен второй Межрелигиозный миротворческий форум. В его работе приняли участие более 300 чел., представлявших традиционные религиозные общины стран СНГ. На первом пленарном заседании митрополит Кирилл сказал:

«Очень важно, чтобы отстаивание и поиск национальной идентичности не приобретали форм крайнего национализма и ксенофобии, способных привести к кровопролитным конфликтам. И здесь особо следует подчеркнуть роль межрелигиозного диалога, который важен не только как средство преодоления возможных недопониманий и подозрительности между религиозными общинами, но и как способ совместного отстаивания в условиях секуляризма духовных и нравственных ценностей, провозглашаемых традиционными религиями, отстаивания права на религиозный образ жизни, осуществляемый на уровне личной и общественной жизни. Будущее мирового устройства не в плавильном котле цивилизаций, разрушающем традиционные ценности, в том числе и религиозные, но во взаимоуважительном сосуществовании и сотрудничестве всех культурных моделей. Очень важно, чтобы ни одна из этих моделей не претендовала на универсальность и не подавляла другие политической, экономической или военной силой».

В 2005 г. решением Священного Синода была образована рабочая группа во главе с митрополитом Кириллом для составления документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений.

В 2006 г. в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, принявший послание к лидерам «Большой восьмерки», где говорилось: «При возрастающей роли веры в современном обществе мы желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и конфликтов». В послании провозглашались ценность человеческой жизни «от зачатия до последнего дыхания» и необходимость поддержки семьи, а также была выражена озабоченность положением женщин и детей во многих обществах. «Мы убеждены, — заявили участники саммита, — что закон и общественный уклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободам с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития». Продолжением Московского саммита стал Всемирный саммит религиозных лидеров за мир, состоявшийся 2-3 июля 2008 г. в Саппоро (Япония). В нем приняли участие около 300 человек из 23 стран мира: представители христианства, иудаизма, ислама, буддизма, синтоизма и др.

В 1996 г. митрополит Кирилл посетил Иран, где встретился с мусульманскими лидерами этой страны, в числе которых был председатель Организации исламской культуры и связей аятолла Мохаммад Али Тасхири. Вторая встреча митрополита Кирилла с аятоллой Тасхири состоялась в 1997 г., во время визита последнего в Россию. По итогам 2 встреч было принято решение о начале официального диалога между Русской Православной Церковью и мусульманами Ирана. Первое заседание двухсторонней комиссии «Ислам-Православие» состоялось 20-25 декабря 1997 г. в Тегеране. Участники представили доклады по вопросам миссии и прозелитизма, войны и мира, взаимоотношений религии, государства и общества. Комиссия осудила прозелитизм — распространение религии посредством насилия и подкупа, что разрушает межрелигиозный мир и попирает человеческую свободу.

Второе заседание комиссии, посвященное теме «Мир и справедливость», состоялось 4-7 мая 1999 г. в Москве. В итоговом документе подчеркивалось: «Справедливое отношение к каждому человеку и каждому человеческому сообществу видится нам тесно взаимосвязанным с духовно-моральными ценностями и конструктивными традициями. Отход от этих ценностей и их попрание подвергают опасности справедливое общественное устройство, а значит, и мир между людьми и народами, а также стабильность и здоровье общества. История показывает, что разрушение нравственных устоев приносит людям смерть, кризис личности, вражду и внутреннюю пустоту». Третий коллоквиум по диалогу между представителями ислама и Русской Православной Церкви состоялся в Тегеране в январе 2001 г. Участники обсудили тему «Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях», был сделан акцент на необходимости диалога между религиями, культурами и цивилизациями на национальном, региональном и международном уровнях.

В апреле 2004 г. в Москве прошло четвертое заседание комиссии «Ислам-Православие» на тему «Отношение двух великих религий — христианства и ислама — к вопросам глобализации с позиций религиозной нравственности, культуры и религиозных убеждений». Было отмечено, что современные процессы глобализации ставят перед верующими много острых вопросов. Важно объединение усилий в таких областях, как международное право, участие в преодолении конфликтных ситуаций, непредвзятое изучение различных моделей взаимоотношений религии, государства и общества. Пятое заседание, посвященное теме «Эсхатология и ее влияние на современную жизнь», состоялось 28 февраля — 4 марта 2006 г. в Тегеране, 6-ое заседание в Москве в июле 2008 г. было посвящено теме «Учение о Боге и человеке в Православии и исламе».

Работа комиссии «Ислам-Православие» стала первым подобного рода опытом не только в истории Русской Церкви, но и вообще в истории мирового Православия. Ранее между представителями ислама и Православия были лишь спорадические контакты, связанные с участием в различных форумах, конференциях, двусторонних консультациях. Попытка систематического диалога, в рамках которого обсуждается широкий спектр богословских и нравственных вопросов, была предпринята впервые.

На рубеже XX и XXI вв. представители Русской Церкви регулярно принимали участие в крупных международных форумах, на которых представители мировых религий обсуждали вопросы, представляющие взаимный интерес. В ноябре 2002 г. по инициативе митрополита Кирилла был образован Европейский совет религиозных лидеров. Совет был задуман как коалиция лидеров исторических религий Европы — христианства, ислама и иудаизма — с сикхами, индуистами, буддистами и зороастрийцами в Европе, готовыми сотрудничать ради мирного сосуществования и предотвращения конфликтов. Совет создан в рамках Всемирной конференции «Религии за мир» — крупнейшей всемирной полирелигиозной организации. Предварительная встреча членов совета прошла в Париже 28 февраля — 1 марта 2002 г., первое заседание совета состоялось 11-12 ноябре 2002 г. в Осло. В состав совета вошли православные, католические, протестантские, исламские, иудейские и др. религиозные деятели. Митрополит Кирилл был избран сопредседателем совета. В программном выступлении митрополита Кирилла на первом заседании была ясно обозначена основная проблема на пути к единству Европы:

«Никогда, даже в самые напряженные годы, и на Востоке, и на Западе не умирала мысль о восстановлении европейского единства... Но необходимо понять, что Восток Европы не хочет слепо следовать правилам, выработанным когда-то кем-то без его участия, без учета мировоззрения его жителей, следовать лишь потому, что эти правила сейчас существуют в материально процветающих западных странах. Восточнохристианская цивилизация, как и любая другая, породила собственный самобытный образ жизни. Его философия и форма появились в результате усилий многих поколений народов, исповедовавших Православие, стремившихся строить личную и общественную жизнь в соответствии со своей религиозно-культурной традицией. Глубоко убежден, что современное социальное устройство должно предоставлять людям возможность жить и поступать согласно нормам своей веры».

22-23 марта 2004 г. в Москве состоялось заседание исполнительного комитета Европейского совета религиозных лидеров, на котором лидеры разных конфессий согласились с необходимостью упоминания в Европейской Конституции особого вклада христианства и других традиционных религий в историю и культуру Европы. Особое внимание было уделено гуманитарной и религиозной трагедии в сербском регионе Косове. В коммюнике по итогам заседания говорилось: «В Европе сжигают дотла церкви, синагоги и мечети. Мы встревожены недавним насилием и разрушением религиозных зданий в Бугойно, Косове, Нише, Белграде, Ганьи и Анси... мы осуждаем убийство невинных мирных жителей».

Было решено направить группу представителей разных конфессий с миротворческой миссией в Косово и Сербию. На пресс-конференции по итогам заседания митрополит Кирилл подчеркнул важность солидарности всех религиозных лидеров в недопущении межнациональной и межконфессиональной розни:

«Очень важно, чтобы все народы Европы понимали, что любая система взаимной солидарности и поддержки, которая имеет в своей основе исторический, культурный или религиозный фактор, не должна быть направлена против кого-либо. Не может быть и речи о политических блоках, которые создавались бы на конфессиональной, монокультурной основе. Мне кажется очень важным, чтобы между всеми народами Европы поддерживались добрые отношения, чтобы несправедливость преодолевалась везде, где бы она ни проявлялась, чтобы необходимая помощь оказывалась всем страждущим».

Следующее заседание Европейского совета религиозных лидеров в полном составе состоялось в ноябре 2004 г. в Лёвене (Бельгия). В итоговом коммюнике участники заседания, в числе которых был митрополит Кирилл, призвали ЕС создать механизмы для регулярного открытого диалога с религиозными общинами в соответствии со ст. 52 проекта Европейской Конституции. Такой механизм, по мнению совета, должен помочь Евросоюзу лучше понять религиозные чувства и духовные традиции народов континента. В специальном заявлении по положению в Косове члены совета высказали озабоченность тем, что лишь немногие беженцы — сербы и другие неалбанцы — смогли вернуться в край, и выразили надежду на скорейшее восстановление разрушенных храмов, мечетей и культурных памятников. 6 февраля 2006 г. в Осло состоялось заседание исполнительного комитета Европейского совета религиозных лидеров. В центре внимания была ситуация, сложившаяся после публикации в датской газете карикатур на исламского пророка Мухаммада. Участники встречи осудили «злоупотребление свободой самовыражения, подвергающее кощунству вещи, святые для верующих», подчеркнув, что «все религии имеют определенные символы и реалии веры, которые являются священными и к которым люди относятся с особыми чувствами».