Народный собор Смоленской области


В 1993 г. в Смоленске начало свою работу первое региональное отделение Всемирного русского народного собора. Большую роль в определении конкретных направлений развития жизни области в начале 2000-х гг. сыграло общественное движение Народный собор — собрание жителей области. Инициатива организации Собора принадлежала Смоленскому земскому движению, областному отделению Всемирного русского народного собора, ряду других общественных организаций и лично митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.

Цель Народного собора — возродить отечественную традицию открытого диалога власти и общества. Приоритетными стали вопросы духовного и нравственного воспитания, социальной адаптации молодежи, образования, развития общественного самоуправления и социального партнерства. Темы, обсуждаемые на Народных соборах, говорят сами за себя: «Единение усилий — во имя духовного и нравственного возрождения общества», «Роль гражданского согласия и гражданской ответственности в развитии Смоленщины», «Духовность, воспитание, мораль» и другие. Был избран постоянно действующий рабочий орган Народного собора — Соборный комитет. В него вошли представители всех муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, депутаты представительных органов, работники науки, культуры, образования, здравоохранения, Вооруженных Сил, профсоюзные деятели и т.д. Была определена структура Соборного комитета, включавшего в себя 9 комиссий по различным направлениям деятельности. В работе Народных соборов Смоленской области принимали участие глава администрации Смоленской области, председатель Смоленской областной Думы, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, высокие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России.

Благодаря решениям, принятым на Народных соборах, на Смоленщине была разработана единая областная программа по поддержке семьи, в том числе социальный проект «С надеждой на счастье» по семейному определению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработана программа «Просвещенный патриотизм», направленная на формирование у школьников уважительного отношения к выработанным веками духовно-нравственным ценностям нашего народа и основным достижениям мировой культуры. Включены в региональный компонент государственного образовательного стандарта Смоленской области учебные предметы «Азбука Смоленского края», «История православной культуры земли Смоленской». Проведен съезд молодежи и студентов Смоленской области. Одной из инициатив Народного собора Смоленской области было ходатайство перед Министерством образования Российской Федерации о государственном финансировании школ, гимназий, иных негосударственных образовательных учреждений при условии прохождения ими государственной аттестации и аккредитации и соответствия их образовательных программ задачам духовно-нравственного и патриотического возрождения общества.

В рамках развития соборного движения в Смоленской области состоялись три научно-практических конференции «Земство, соборность, демократия» (27 февраля 2003 г. — межрегиональная и 2-5 декабря 2003 г. — всероссийская) и «Славянство — XXI век» (21 февраля 2004 г.).

Из выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на III Народном соборе жителей Смоленской области (5 апреля 2003 г.)

«Мы — единственный народ в Европе, а может быть, и в мире, который за одно столетие дважды разрушил свою собственную страну! Такие вещи не прощаются. Мы — народ, который истреблял себя в Гражданскую войну... Это тоже не прощается, в том смысле, что поколения последующие несут на себе печать всей этой трагедии. Не может проститься истребление крестьянства, уничтожение храмов, разрушения сельской инфраструктуры, укрупнение, соединение, перестройки, реформы — все то, что разрушало основы нашего бытия. Мы сделали все для того, чтобы оказаться в чрезвычайно невыгодном экономическом, социальном и политическом положении.

Но и это не самое главное. Самое главное, когда человек теряет систему ценностей, систему ориентации. <...> Любая нравственная, близкая нам еще пока ценность, сегодня подвергается сомнению. Как удержаться в этой системе, пока еще существующей, но очень сильно размытой?

Есть два способа удержаться. Первое — нужно поддерживать общность народа. Община (не люблю употреблять иностранное слово «коллектив», но даже может быть коллектив, но лучше говорить об общине) воздействует на человека таким образом, что создает вокруг него определенный уклад жизни. В рамках общины сделать нечто, выходящее за границы ценности, на которой зиждется жизнь этой общины, становится невозможным. На это обычно реакция: ну знаете, это неудобно, это нельзя, что люди подумают.

Вот такие обычные бытовые ссылки, на самом деле свидетельствует о том, что община, люди, живущие рядом с нами, живущие в одном культурном духовном, историческом пространстве, образуют некий защитный слой, некую броню, которая ограждает человека от распада духовных и нравственных ценностей, свойственных данной общине. Вот почему сегодня главная опасность — в проповеди индивидуализма. <…>

Второй момент, который ограждает человека от вредных и опасных влияний, который помогает ему сохраниться в совершенно конкретной системе ценностей — это традиция. Что такое традиция? Это неписаный закон. Мы говорим: это нельзя нарушить, это было всегда. Так было всегда — это важно, это имеет огромное значение в сохранении системы ценностей. Если человек живет в этой системе ценностей, его ничто поколебать не может, или, по крайне мере, трудно расшатать такого человека. Если вы разрушаете традиции, если вы разрушаете общину, то человек становится совершенно беззащитным, им легко манипулировать. <...>

Собор и призван объединить всех нас, из разрозненных, может быть, людей сделать общину. Мы действительно разделены сегодня по экономическому, социальному и политическому признаку. Но должно же быть место, где мы все объединимся, где мы можем сказать: мы — народ, мы этого хотим как народ! И власть, и общество, и оппозиция — все вместе.

Собор не призван решать какие-то сиюминутные задачи, касающиеся текущей нашей жизни, для этого есть власть законодательная и исполнительная. Собор должен определять некую стратегию нашей жизни и говорить о самом важном и о самом существенном. В этой связи я придаю огромное значение вопросу воспитания, и благодарен, что организаторы Собора выдвинули эту тему, сформулировали ее и включили в название. Действительно, воспитание должно у нас развивать уважение к традиционным ценностям».