Общие сведения


Исполняя поручения Священноначалия Русской Православной Церкви, митрополит Кирилл принимал участие в контактах с церквами Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, ГДР, Нидерландов, Греции, Египта, Заира, Индии, Ирака, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Китая, Лаоса, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Сирии, Словакии, США, Таиланда, Франции, Финляндии, ФРГ, Чехии, Чили, Швейцарии, Шри-Ланки, Эфиопии, ЮАР, Ямайки, Японии и др.

Начало 1990-х гг. ознаменовалось существенным расширением деятельности инославных конфессий на территории бывшего СССР. Католическое и греко-католическое духовенство, протестантские проповедники, члены различных сект стремились заполнить, как им казалось, «духовный вакуум», образовавшийся после распада СССР. Ослабленная гонениями Православная Церковь еще не имела своей миссионерской стратегии и средств для работы миссии. В этой ситуации ОВЦС предстояло сыграть особую роль — «первым встретить эту духовную агрессию». Митрополит Кирилл и ОВЦС средствами церковной дипломатии все эти годы защищали церковную паству и шире — православное население на канонической территории Русской Православной Церкви от небывалого ранее в истории Русской Православной Церкви прозелитического нашествия.

В 90-х гг. ХХ в. митрополит Кирилл и ОВЦС выработали новую стратегию построения отношений с инославным миром, которая была одобрена на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Неукоснительно следуя церковному Преданию в признании спасительности именно Православия, Русская Церковь свидетельствовала о поврежденности их жизни в результате разрыва с Православной Церковью. При этом «Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы». Таким образом, задача православных христиан — восстановление единства Вселенской Церкви на основах неповрежденной истины, т.е. в Православии. «Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром», что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров и что разделенность Церквей принадлежит исключительно к несовершенному уровню человеческих отношений». Не признает Русская Православная Церковь и насаждаемую некоторыми инославными богословами «теорию ветвей», утверждающую естественность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «ветвей». С точки зрения православных, для инославия путь воссоединения есть путь исцеления и преображения догматического сознания. На этом пути должны быть вновь осмыслены темы, обсуждавшиеся в эпоху Вселенских Соборов. Важным в диалоге с инославием является изучение наследия святых отцов и выразителей веры Церкви.

Диалог Русской Православной Церкви с инославными строился по нескольким направлениям. Первое: изучение проблем богословского характера, где Русская Православная Церковь выступает как хранительница апостольского и святоотеческого Предания Православной Церкви, учения Вселенских и Поместных Соборов. При этом «исключаются всякие догматические уступки и компромиссы в вере. Никакие документы и материалы богословских диалогов и переговоров не имеют обязательной силы для православных Церквей до окончательного утверждения их всей православной Полнотой». Это направление реализовывалось в совместных исследованиях, в работе конференций и семинаров, обмене студентами и научными кадрами. Второе: совместная работа в сфере служения обществу, там, «где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой... в том объеме и формах, какие Церковь считает в данный момент наиболее подходящими». Третье: безусловный отказ от прозелитизма со стороны традиционных конфессий и недопущение миссионерской деятельности сект.

В 2000-х гг. основное внимание было сосредоточено на совместном свидетельствовании о христианской основе европейской цивилизации, миротворчестве, защите прав христиан и их нравственных принципов и т. д. Этими принципами определялась многовекторная богословская и церковно-дипломатическая деятельность ОВЦС и его председателя в диалогах с инославным миром как в форме двусторонних отношений, так и в работе межхристианских организаций.